Подарок от деда - знаменитого мастера

Однажды мы встретились в городском историко-художественном музее Байкальска, чтобы послушать рассказ о прошлом и увидеть семейную реликвию Елены Александровны Зоммер.

Она принесла несколько деревянных скульптур - изделия из древесины карагачи (род ильма) - графику, эскизы… Все это богатство досталось ей от деда Всеволода Владимировича Воинова.

Как повествует электронная энциклопедия, Всеволод Воинов (1880-1945) - русский советский живописец, график, театральный художник и искусствовед. В 1910-1922 годах являлся сотрудником отдела гравюр и рисунков Императорского Эрмитажа, управляющего его делами в 1917-1921 гг.; в 1922-1932 годах - хранитель, затем заведующий отделом рисунка и гравюры Русского музея.

Прославленный дед, близко друживший с другими известными художниками, как Георгий Верейский и Борис Кустодиев, для Елены Александровны, прежде всего, родной человек, которого она помнит по времени эвакуации в далекую и, как оказалось, суровую, очень холодную Алма-Ату военных лет.

Комната, в которой проживала пятилетняя Елена вместе с мамой и дедом, обогревалась буржуйкой. Чтобы согреться, дед стал вырезать из твердой древесины веток карагача, обломившихся под тяжестью снега, различные фигурки.

Мы с удивлением вглядывались в резные лица «казаха» с «казашкой». Искусно, тонко прописанные черты лица, будто обхаживал их не простой перочинный нож, а идеально отточенный карандаш.



На фото: Е.А.Зоммер, внучка В.Воинова, почетный гражданин г.Байкальска



Подмечены все детали: просторные азиатские халаты, на головах - чалма, очерчивающая восточный лик. А вот навершие на трость, с которой прогуливался художник. Выполненное в виде экзотической рыбины с закрученным в улитку хвостом.

Ну и конечно, весьма харизматическая фигурка царя Ивана Грозного. Даже в миниатюре он выглядит, как и подобает злому гению: с цепким и подозрительным взглядом из-под собольей шапки, готовый в любую минуту отдать приказ – «И этого на кол!»

Статуэтка царя – как память работы над фильмом Сергея Эйзенштейна. Там в Средней Азии, в период эвакуации, снимался легендарный фильм мэтра мирового кинематографа «Иван Грозный». Всеволод Воинов был одним из художников фильма. У Елены Александровны сохранились эскизы костюмов персонажей фильма с автографами знаменитого режиссёра.

Воспитанники школ искусств Байкальска вместе с преподавателями заинтересованно слушали рассказ Елены Александровны. В столь почтенном возрасте она не знает отдыха: работает над новой книгой о развитии горнолыжного спорта в Байкальске, планирует издать архив Воинова. В Санкт-Петербурге хранится более трех тысяч рисунков художника и его внучка каждое лето проводит колоссальную, очень кропотливую работу – разбирает, описывает, систематизирует эти произведения и, возможно, он тоже будет издан. Этого ждут многие искусствоведы, историки.

Когда-то давно Всеволод Воинов издал монографию о своем друге Борисе Кустодиеве. Немало страниц дневника Всеволода Владимировича посвящены описанию встреч и бесед с ним.

В 1925 году была опубликована первая монография о Кустодиеве тиражом 2000 экземпляров, сегодня это библиографическая редкость. После смерти Кустодиева Воинов спроектировал деревянный резной крест, установленный на могиле покойного в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Сегодня большинство поисковиков в Интернете выдают рисунок – портрет Всеволода Воинова, написанный Кустодиевым. А увековечить работы самого Воинова, в большей степени еще не изученные и неизвестные широкому кругу, предстояло байкальчанке Елене Александровне Зоммер.

Елены Александровны не стало 6 ноября 2020 года.


Альбина Ергина, г.Байкальск

Фото автора