В театр - без маски

27 марта - международный день театра. Пять веков назад Шекспир написал одну из самых цитируемых фраз: «Весь мир — театр». Сегодня она по-прежнему актуальна, мы можем сходить на спектакль буквально везде и в любое время: на улице, в баре, онлайн в «Зуме», да что там — даже во время пробежки. Самоизоляция дала мощный импульс всему театральному сообществу для развития необычных форм: теперь онлайн-спектакли, иммерсивные и сайт-специфик шоу можно найти не только у маленьких экспериментальных компаний, но и в крупных академических театрах.

Интересный гид по необычным спектаклям, который составили журналисты питерской www.fontanka.ru, предлагает посмотреть те спектакли, на которых не нужно сидеть в маске в зале.

Спектакль в «Зуме»

«Зум» стал одной из самых используемых площадок для онлайн-спектаклей во время самоизоляции. Среди них стоит особняком интерактивное шоу «Я не хочу это видеть» компании «Импресарио» продюсера Федора Елютина. Оно посвящено работе модераторов «Фейсбука». По легенде, зрители отобраны на эту вакансию и проходят онлайн-инструктаж от сотрудников и психологов. Можно даже назвать этот проект документальным — он сделан на основе реальных обучающих материалов «Фейсбука», опубликованных после утечки данных в газете The Guardian в 2017 году. Перед зрителями встают очень трудные вопросы, связанные с этикой, сексом, кибербуллингом, насилием, — и это серьезная «проверка на прочность» собственных ценностей.

Спектакль в «Майнкрафте»

БДТ им. Г. А. Товстоногова развернул на карантине огромный проект «БДТ-digital», в котором самой радикальной формой стали спектакли в игре «Майнкрафт» режиссера Эдгара Закаряна. Впечатляет прежде всего само здание БДТ, скопированное максимально точно в пределах того, что позволяет игра. Сами же получасовые спектакли рассчитаны на школьников, инсценировки — это дайджесты произведений школьной программы. «Моцарт и Сальери» становятся рэп-батлом, «Вишневый сад» и «Недоросль» напоминают серии «Южного парка».

Лучше всего, конечно, быть геймером для участия в этих спектаклях, но при большом желании можно отсмотреть и сохранившиеся стримы на сайте БДТ-digital.

Спектакль во «ВКонтакте»

Александринский театр во время карантина придумал новую серию спектаклей под названием «Сцена суда». Они идут одновременно офлайн на Новой сцене и онлайн во «ВКонтакте», а итог определяется голосованием зрителей — к прямому эфиру может подключиться любой желающий. Автором текста для трех спектаклей из цикла стал белорусский писатель Саша Филипенко. Первый был сделан по пьесе Бориса Акунина «Драма на шоссэ», второй — по «Преступлению и наказанию» Достоевского.

Казалось бы, за что еще раз судить и так осужденного на каторгу Раскольникова? Однако инициатор процесса, «православный коммунист» Печейкин предлагает ужесточить меру наказания Раскольникову и изъять роман Достоевского из библиотек как экстремистский. Будет ли наказан Раскольников — решают зрители. Шоу сопровождается живой музыкой, точь-в-точь как в передаче «Вечерний Ургант». Фарсовый характер происходящего всячески подчеркивается: суд доходит до такого накала страстей, что в качестве свидетеля вызовут даже покойную Алену Ивановну.

Следующий спектакль цикла «Сцена суда» будет 11 и 12 апреля.

Спектакль в Clubhouse

Новая сцена Александринского театра не ограничивает себя в поисках и тестирует сравнительно новую социальную сеть — «Клабхауз». Если все будет хорошо, премьеру объявят на следующей неделе. Имена режиссера и актеров

держатся в секрете: известно лишь, что материалом станет не классическое произведение. Возможно, слушатели тоже станут участниками процесса.

Спектакль в отеле

В пяти комнатах отеля разворачивается настоящий детектив: после трагической смерти некоего великого художника сгорело его поместье со всеми работами. Остался только портрет одной из пяти женщин, окружавших его. Музы художника защищают свое право на портрет и славу, как будто зрители — это следователи. Помимо сюжета, в спектакле «Фаза зеркала» особого внимания заслуживает игра актрис, полутонами рисующих очень разные женские характеры. И все это — на расстоянии близком, всего полтора метра от зрителей (маску все же лучше носить, но никто не запрещает зрителям выпить воды).