История одного памятника, но начнем издалека. Еще раз заглянем в словари и энциклопедии, чтобы проверить свои знания о львах.

Лев. Одно из сильных животных нашей планеты. Символ мощного влияния, авторитета и несгибаемой воли. Лев является одним из пяти представителей рода пантер. Наряду с тигром — самая крупная из ныне живущих кошек, масса некоторых самцов может достигать 250 кг. Трудно сказать достоверно, массивнее ли крупнейшие подвиды льва, чем крупнейшие подвиды тигров. Связано это с тем, что исторические очень крупные веса амурских тигров в большинстве своём признаны недостаточно достоверными. В природе львы живут от 10 до 14 лет, в неволе могут жить дольше 20 лет. Самцы, как правило, редко проживают больше десяти лет. Происходит это потому, что драки с другими львами сильно снижают продолжительность их жизни. В отличие от других кошачьих, они живут не поодиночке, а в особых семейных группах — прайдах.

Будучи самым мощным и сильным животным, лев является сверххищником и занимает верхнее положение в пищевой цепи. И в то же время лев сегодня относятся к наиболее уязвимым видам животного мира вследствие необратимого сокращения численности их популяции.

За два последних десятилетия численность львов в Африке сократилась на 30—50 %. Популяции особенно уязвимы за пределами охраняемых территорий. Причина снижения численности окончательно не изучена, однако наибольшие угрозы — потеря среды обитания и конфликты с человеком. Львы содержались в зверинцах ещё со времён  Римской империи.

Интересно, что именно лев занимает одно из главных мест в человеческой культуре. Изображения этих животных известны еще со времён палеолита, о чём свидетельствуют наскальные рисунки в пещерах  Ласко и Шове. Львы были популярны в культуре в античные времена и в Средневековье, они нашли своё отображение в скульптуре, живописи, на национальных флагах, гербах, в мифах, литературе и фильмах.

10 августа 2021 года исполняется 200 лет со дня открытия «Умирающего льва» в Люцерне, одного из самых известных монументов в Швейцарии. Он посвящен доблести швейцарских гвардейцев во время службы королю Франции, и уже на стадии возведения вызвал немало споров. Два века спустя дискуссии вокруг памятника и противоречивой натуры льва утихли, но в любой момент могут возродиться вновь. 

Огромный памятник из песчаника — около 10 м в длину и 6 м в ширину — расположен на возвышенности Люцерна недалеко от старого города. Перед ним установлен кессон, заполненный водой, а сам лев ранен копьем в бок. Свирепое животное бьется в агонии, в то время как его правая лапа опирается на щит с изображением лилии – символа французской монархии, — а рядом с ним лежит щит, на котором высечен швейцарский крест.

Помимо символики, на барельефе высечено посвящение на латыни, гласящее «Верности и отваге швейцарцев» (лат. Helvetiorum Fidei ac Virtuti). Там же можно увидеть список из 26 имен, даты — тоже на латыни, — и две цифры римскими цифрами DCCLX (760) и CCCL (350).

Люцернский «Умирающий лев» посвящен ключевому событию Великой Французской революции, когда 10 августа 1792 года толпы вооруженных повстанцев захватили дворец Тюильри в центре Парижа. Этот переломный момент ознаменовал и свержение монархии, и начало Террора, за которым последовали сентябрьские расправы.

В Швейцарии эта дата связана не столько с французским восстанием, сколько с гибелью швейцарских гвардейцев, защищавших дворец. На памятнике высечено приблизительное число выживших — 350, а также имена офицерского состава и 760 гвардейцев, погибших в тот день вместе с ними.

Инициатива возведения памятника этого принадлежала Карлу Пфифферу фон Альтисхофену, офицеру гвардии из Люцерна, который в роковой день находился в родном городе в отпуске для военнослужащих. В 1819 году, спустя четверть века после вышеописанных событий, он опубликовал воспоминания своих товарищей в книге под названием «Описание действий полка швейцарской гвардии 10 августа 1792 года». Охватившие его эмоции сподвигли к решению задействовать консервативные католические круги и начать сбор подписей для финансирования строительства мемориала.

Никакие дискуссии не сказались никоим образом на привлекательности этого места. Люцернский «Умирающий лев» почти сразу же стал популярной достопримечательностью. «Для достижения идеала было потрачено много сил, — говорит историк. — Скульптурная композиция, окруженная водой и английским садом, завораживает зрителя и соответствует романтической атмосфере того времени. Кроме того, в продажу тут же поступили маленькие резные львы в качестве сувениров». Торнар добавляет: «Забавно, как коммерческая составляющая маркетинга все же проникла в архаичное видение истории».

 «Изобретать велосипед» не пришлось: в лучших традициях классического маркетинга сразу вскоре после открытия монумента были выпущены сувениры. Прием сработал, и в Люцерн в XIX веке потянулись туристы. Среди поклонников льва были художники и писатели, в том числе знаменитый американский писатель Марк Твен, который назвал памятник «самым печальным и трогательным куском камня в мире».

Слава «Умирающего льва» достигла противоположного берега Атлантики, где он стал прототипом для установленного памятника на Оклендском кладбище в Атланте, возведенном в память о неизвестном солдате. Как и многие другие памятники Американского Юга, он недавно был поврежден в связи с движением Black Lives Matter.

В Люцерне ему ничего не угрожает, разве что острая полемика об историческом контексте, а именно ключевой вопрос о том, как памятник контрреволюции стал местом сплочения ультраправых движений в 1940-х годах. Это явление достигло своего пика в 1989-1992 годах — в то время, когда начиналось голосование о вступлении Швейцарии в Европейское экономическое пространство.

Виктория Триус,

По материалам www.ru.wikipedia.org и https://www.swissinfo.ch

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *