В прошлом году, в это время зимних каникул, куклы из частного музея Оксаны Токмаковой радостно встречали гостей. Самых разных людей – от близких друзей и земляков — сибиряков до туристов из далеких регионов России и зарубежья.

Были среди них и такие, кто приезжал несколько раз. А были и такие гости, кто, побывав однажды, привозил своих детей или родителей. Изюминка этой коллекции, которую несколько лет создавала Оксана, в том, что все куклы родом из Советского Союза. Из детства самой хозяйки. Моего детства. И детства наших родителей, бабушек и дедушек.

В этой уникальной коллекции около 2500 различных экспонатов, которые представляют самую настоящую музейную ценность. Основа коллекции – конечно, куклы, но очень много и таких редкостей «кукольного мира», как мебель, посуда, детские «больнички», «школы», даже детский транспорт и одежда. И все эти чудесные игрушки сделаны в разные годы на фабриках СССР.

— Оказывается, в Советском Союзе было более 3000 производств, которые занимались изготовлением продукции для детей, — рассказывает Оксана, которая серьезно изучила эту тему. — Сегодня в подавляющем большинстве они закрыты.

На фото: 1. Куклы из коллекции;

2.Оксана Токмакова (первый ряд в центре) на фоне своих кукол с друзьями

» Сейчас производство детской игрушки, увы, не является государственным делом. Вся «игрушечная» отрасль — это частный бизнес, и в основном, — небольшие фабрики и цеха. Так же, кстати, как это было и до революции, когда в России не было собственного производства игрушек в масштабах государства. Оно появилось лишь с приходом советской власти – то есть вся индустрия детских игрушек, и в том числе, кукол создавалась в нашей стране практически с нуля и просуществовала до развала Союза — всего 80 лет, » — уточняет Оксана, а я ловлю себя на мысли, что раньше ничего подобного даже не знала.

В коллекции Оксаны Токмаковой собраны игрушки разных лет, начиная с самых первых, которые выпускались в молодом советском государстве в 20-30-е годы. Есть здесь и куклы разных национальностей, и шагающие и говорящие куклы, а есть малыши – пупсики, которыми очень любили играть девочки. Ведь их можно было самим одевать – шить или вязать для них одежду, обувь, головные уборы. С такими игрушками девчонки учились важным навыкам, которые пригодятся в жизни каждой женщине.

Молодому поколению сегодня трудно поверить в то, что детская игрушка в советское время являла собой малую скульптурную форму, была произведением декоративно-прикладного искусства, потому что создавалась она именитыми художниками СССР. Это еще раз доказывает, что воспитание и обучение детей в те годы было поставлено должным образом. Производство детской игрушки ничуть не уступало производству книг или учебников.

На фото: куклы художника Марианны Мотовиловой и фабрики «Ленигрушка»

Существовал Научно-исследовательский институт игрушки, в котором разрабатывались и утверждаюсь ее модели перед запуском в производство, проводились конкурсы среди художников, которые придумывали новые образы и модели. Таким образом, каждая кукла, которая появлялась в доме, была не просто игрушкой для ребенка, но несла еще с собой и эстетическую ценность.

Об всем этом Оксана Токмакова узнала, когда всерьез увлеклась собирательством кукол. Тогда еще ни о какой коллекции, а тем более, — музее не могло быть и речи. А началось все лет 15 назад, когда однажды случайно ей в руки попалась старая открытка, датированная 1957 годом – на ней была изображена кукла — мальчик Андрюшка в костюме и образе Емели, автором которой являлась известный художник Маргарита Вильям.

Теперь игрушки и куклы, созданные по ее моделям – отдельная коллекция внутри общей и гордость Оксаны.

— Мне очень понравилась эта кукла, просто влюбилась в нее и сначала даже хотела такую сделать сама. Но, увы, как ни пыталась, — не получалось уловить и воспроизвести его образ: эти озорные глазки-бусинками, эту вечную, почти Джокондовскую улыбку… И тогда я решила поискать ее в интернете, на различных тематических сайтах и аукционах антикваров, – рассказывает Оксана, — а, выйдя на просторы интернета и просматривая множество кукол, которые предлагались на разных площадках, я вдруг поняла, что попала! Что я могу просто позволить себе купить эту частичку своего детства сейчас. Так постепенно я стала приобретать игрушки и, в первую очередь, кукол. И вот уже все свободное время я проводила в поисках самых интересных кукол и игрушек. Потом появилась идея показать свою коллекцию, да и честно говоря, в доме уже не было места для хранения их всех. В то время я жила в Усолье и по договоренности с местным краеведческим музеем, стала проводить у них регулярные выставки.

На фото: куклы и игрушки скульптора Льва Разумовского

А несколько лет назад семья Оксаны переехала в Листвянку, купили дом в поселке и начали делать ремонт. И в процессе обустройства нового дома у хозяйки возникла идея –хорошо было бы сделать музей кукол. Тем более, Листвянка – особое место, где всегда много туристов.

В новом доме у семейной коллекции игрушек появилось свое законное место – здесь им отвели две небольшие комнаты на первом этаже, где все они дружно разместились. Так началась новая история старых игрушек, которую хозяйка уникальной коллекции назвала Музей «Куклы советского детства».

Чудесная и хорошая история, надо заметить – что может быть лучше, когда находишь занятие для души, да еще приносишь удовольствие и пользу окружающим. Оксана сама проводила экскурсии, общалась с гостями и посетителями музея. Создала сайт и страницы в социальных сетях. Выпустила замечательный набор открыток о своем музее с изображением самых любимых кукол. Маленький музей жил своей неспешной жизнью и понемногу развивался.

Музейное дело, кстати, довольно хлопотно – нужно все время заботиться о новых поступлениях и искать уникальные образцы, а ведь еще ухаживать, реставрировать, ремонтировать, каталогизировать каждый экспонат и вести работу по атрибуции и изучению предмета коллекции.

Хозяйка музея кукол придумывала разные тематики для специальных выставок и мероприятий.

На фото: куклы -пупсы художника и скульптора Льва Сморгона

И в музее проходили выставки: «Кукольный дом» (в основе которой – предметы кукольного интерьера и быта), «Ребята, давайте жить дружно!» (кукол в национальных костюмах народов СССР), «КуМир моего детства» (кукол – сказочных персонажей, героев мультфильмов и литературных произведений), именные выставки игрушек определенных авторов. Посредством своих кукол сама Оксана тоже открывала для себя каждый день что-то новое. Например, то, что одежда для кукол в советское время – это тоже целая история и отдельная индустрия. Благодаря кукольной одежде можно изучать особенности национальных костюмов, детской моды вообще (ведь кукол одевали точно так же, как девочек в свое время), производства тканей периода СССР , стиль и этикет.

Но 24 августа прошлого года музей пришлось закрыть. И вовсе не из-за коронавируса. Просто судебные акты Иркутского областного суда не оставили музею права на существование.

Все, что связано с судом, — это уже совсем другая история. Но и она – часть истории музея кукол Оксаны Токмаковой. А начался этот период еще в 2017 году, когда разрешили безвизовый въезд в Россию для китайских туристов…Начался период массового посещения туристами из Китая всех спокойных и красивых местечек Байкальского побережья. Особенно досталось Листвянке, ведь находится всего в 70 км от Иркутска.

Вот тогда рядом с домом Токмаковых заработала некая гостиница «Мандарин», принимающая их по 100-150 человек ежедневно. Разумеется, все соседи испытывали дискомфорт от такого соседства. Шум, гам, бесконечная вереница автобусов, обслуживающих гостиницу и постояльцев машин – все это не только раздражало, а не давало нормально жить.

На фото: театр-сказка «Колобок»

Соседи, в том числе Оксана, написали официальное обращение на имя главы Листвянки с просьбой разобраться. Но местные власти разбираться не спешили и ограничились ответом, в котором сообщалось, что ни о какой гостинице они знать не знают, ведать не ведают, и что объект, о котором заявляют жители Листвянки, является самым обычным жилым домом с надворными постройками…

Дескать, в доме том обычные граждане принимают обычных гостей и родственников. Из Поднебесной…Ну, может быть, и Поднебесной – всякое же бывает. А почему бы и нет?

Такого лицемерия, конечно, никто не ожидал от главы Листвянки. Но так бывает. Поскольку ГК «Мандарин» являлся полностью нелегальным — незаконной гостиницей, Токмакова и еще 12 жителей улицы обратились в прокуратуру Иркутского района с запросом о проведении полной проверки этого гостиничного комплекса…

В итоге, нагрянула проверка… к самим Токмаковым из Госкадастра. Причем, проверяющие появились по-тихому: не зашли не то чтобы в дом, но даже на территорию участка, просто сфотографировали вывеску у закрытых на момент проверки ворот «Музей кукол» и… все! Машина завертелась. Дело дошло до суда. Токмакову и ее мужа обвиняли в том, что они используют свой земельный участок не по назначению. На основании предписания Госкадастра им предлагалось оплатить штраф и музей закрыть.

Будучи «ИП Токмакова О.В.», Оксана обжаловала акты Госкадастра в арбитражном суде Иркутска, но проиграла. И только апелляция в Читинском арбитражном суде признала деятельность музея Токмаковой в частном жилом доме законной, не нарушающей режима землепользования.

— Во-первых, музей находился в нашем жилом доме – это главное. То есть сам дом использовался по прямому назначению. В нем проживала вся наша семья – четыре человека на тот момент. Причем, этот дом является нашим единственным жильем – мы в нем зарегистрированы и постоянно проживем, — рассказывает Оксана. — Таким образом, на земельном участке расположен именно жилой дом, а не музей – в чем меня обвиняет Госкадастр, ведь музей не занимает отдельно стоящего здания, а находится внутри дома. А значит и земельный участок используется нами по своему целевому назначению. Кстати, кроме жилого дома на нем находятся картофельное поле, теплицы, цветники, скотный и птичий дворы, зона барбекю и отдыха – то есть все то, что разрешено законом. Кроме того, деятельность частных музеев у нас в стране никак не регламентируется, а значит я вправе использовать все, что не запрещено законом для ведения деятельности в качестве предпринимателя. Получается, что тот, кто шьет дома или стрижет, делает массаж или просто ведет бухгалтерию – имеет право это делать, а я почему-то нет. И ведь мой случай – не единственный в России. Таких предпринимателей, как я, сегодня немало в небольших поселках, в туристических городках. Люди этим живут, ничего не просят от государства, справляются самостоятельно и развивают свои семейные предприятия. В том числе и частные музеи. Что в этом плохого или противозаконного? Тем более, в мою защиту однозначно высказался арбитражный суд, – недоумевает хозяйка уникальной коллекции.

Действительно, ничего в этом плохого нет. Да и не может быть. Все дело в том, что сама Оксана Токмакова и ее принципиальность в отношении незаконной китайской гостиницы встала костью в горле у местных властей Листвянки. И, как оказалось, не только у них. Вся судебная система нашего иркутского областного суда встала на защиту требований Госкадастра. Ведь «Мандарин» в Листвянке далеко не один, и куда тянутся их ниточки, кто зарабатывает на нелегальных гостиницах… Бог весть, как говорится.

Одним словом, в то время, пока два с половиной года Оксана боролась в судах за право быть предпринимателем и за работу своего частного музея, используя при этом свое законное право, полностью незаконный «Мандарин» спокойно принимал толпы туристов из Китая вплоть до конца сезона 2020 года включительно. Лишь пандемия коронавируса остановила этот поток китайцев в нелегальную гостиницу.

Мы все следили за перипетиями судебного дела о музее кукол и сопереживали Оксане: к августу прошлого года, отстояв себя, как ИП, в арбитражном суде, она вела одновременно 5 незавершенных процессов в иркутских судах общей юрисдикции по мужу – ведь он, напомню, наравне с ней так же был признан виновным в работе ее музея (!), к чему не имел никакого отношения. «Во славу» пресловутой судебной практики иркутского областного суда все суды в отношении мужа Оксаны, которые велись здесь – в родном Иркутске, они проиграли.

В итоге Токмаковы оказались в ситуации двойных стандартов применения закона – когда за одно и то же правонарушение один человек (Оксана) полностью освобожден от ответственности, а второй ( ее муж) признан виновным. При этом, Госкадастр грозил семье Токмаковых новыми актами с еще большими штрафами и конфискацией части земельного участка из собственности мужа. Ситуация, с одной стороны , доведенная до абсурда по чьей-то властной воле или злому умыслу, а с другой — просто по-житейски неприятная и грозящая неблагоприятными последствиями, требовала своего разрешения.

И тогда Токмаковы приняли решение — закрыть музей. По мнению Оксаны, только таким образом можно было прекратить весь этот административный и судебный беспредел в отношении себя, т.е. это выполнить то, чего власть добивалась с самого начала — закрыть музей. И они сделали это… После чего незамедлительно получили акт Госкадастра о том, что теперь ведомство не имеет претензий к Токмакову В.А.

Увы, но нынешний Новый Год куклы и игрушки из коллекции Оксаны встретили запечатанными в коробках.

— В эти коробки я вынуждена была законсервировать культуру и историю нашей страны, наших любимых и безобидных друзей детства — целую неповторимую эпоху, самые светлые, счастливые и радужные воспоминания. По чьему распоряжению, кем и кому в угоду это сделано – мне остается только догадываться, хотя выводы напрашиваются сами…

К сожалению, сейчас у нашей власти в приоритете другие ценности, – говорит Оксана.

И я хорошо ее понимаю и разделяю ее переживания. Печально еще и то, что будучи опытным юристом, Оксана не смогла добиться справедливости и защитить себя в правовом поле – именно процессуально, на основании законов. Наверное, и впрямь мы сегодня живем в другой стране – и по другим законам.

Ирина Мордуева

Текст подготовлен с учетом и на основе документов, предоставленных О. В.Токмаковой, которые находятся в виде копий судебных решений в редакции журнала.

Фото: из личного архива и профиля О.В.Токмаковой Facebook

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *